mitravat (mitravat) wrote,
mitravat
mitravat

Category:

Ван Гог "Прогулка заключенных"



Сегодня я с удивлением узнала, что моя любимая картина Ван Гога оказывается находится в Москве в коллекции Пушкинского. Неужели я не видела её там раньше?
Это безусловный шедевр живописи, но помимо того, это произведение пронзительной философской глубины. Я убеждена, что Ван Гог был видящим, потому наверное и загремел в психлечебницу, где и была написана эта картина.

На неё можно смотреть бесконечно долго и находить всё новые пласты смыслов.

Замкнутое пространство создаёт гнетущую, тяжёлую атмосферу. Благодаря обрезанной сверху композиции стены кажутся бесконечными, словно и нет ни неба, ни верха. Кстати, на многих пейзажах Ван Гога и небо выглядит тяжёлым, как крышка ограниченного мира. Кирпичные стены и каменный пол расчерчены четкими линиями, как матрица замкнутого пространства. Только бабочки на дальнем плане возможно когда-нибудь смогут оттуда выбраться.

Круг заключенных представляет собой зацикленный, а потому бесконечный и бессмысленный путь. Марширующие зомби с серыми лицами выглядят и ощущаются как мертвецы. Узкое безвоздушное пространство напоминает гроб, с которым уже давно смирились заключенные. С переднего плана на нас смотрит сам художник, словно говорящий случайному зрителю "я здесь, я живой, но я не знаю, что делать". Он просто обреченно смотрит на нас, в надежде что когда-нибудь мы сможем выбраться из плена, как будто знает, что его взгляд дойдёт до нас сквозь десятилетия или даже века.
С другой стороны, это как цепь бессмысленных перерождений смотрящей на нас души.

Здесь можно найти и буддистские, и христианские мотивы.

То ли сыщики, то ли надзиратели безучастно смотрят на заключенных. Мотив троицы, захватившей сознание людей, также отражен в количестве окон на картине. Их три с правой стороны по одному на каждого надзирателя, и одно - по центру - для главного персонажа картины. В окнах видна лишь чернота, они как порталы в бездну безысходности, которой так и пропитана картина.

Ещё один парадокс - освещение. Тени на полу говорят нам том, что свет падает слева, но слева мы видим самую тёмную стену. Напротив же неё находится не правая стена, а фигуры наблюдателей, которые помогают сжать и без того сжатое пространство.

Резкая перспектива создаёт впечатление 3д картинки. А если посмотреть на неё рассеянным взглядом - проявятся новые слои мессиджа. Но здесь уже смотрите сами.
Вообще при правильном настрое и снятии вуалей картины открываются настойчивому зрителю, катарсис в таком случае обеспечен.
Tags: живопись
Subscribe
promo mitravat april 29, 2016 07:59 Leave a comment
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments